Надежным добрым путем

Надежным добрым путем

Контейнеры переключились на маршрут вокруг Африки

Морские перевозки контейнеров постепенно адаптировались к смене маршрутов в связи с атаками хуситов в Красном море, что выразилось в снижении стоимости фрахта впервые за два месяца. Свои суда к мысу Доброй Надежды развернули все крупные морские линии, предпочтя маршрут вокруг Африки вместо прохода через Суэц. За конфликт платит Египет: доходы Суэцкого канала упали почти вдвое, а пропуск контейнеровозов — на две трети.

Рынок морских контейнерных перевозок адаптировался к проблемам в Красном море. Как сообщает The Loadstar, все крупнейшие мировые контейнерные линии, кроме CMA CGM, официально развернули маршруты с Суэца в обход Африки — вокруг мыса Доброй Надежды. Да и французская компания, по неофициальным данным, сделала это: источник Reuters сообщал агентству, что такое решение было принято, в частности, в связи с нападением хуситов на конвой, в составе которого было и судно CMA CGM.

Стабилизация рынка выразилась в снижении ставок контейнерного фрахта — в последнюю отслеживаемую неделю (с 1 февраля) индекс Drewry WCI впервые за два месяца показал снижение на 4% после рывка в 2,9 раза начиная с конца ноября. На 25 января на пике он достигал значения в $3,9 тыс. за FEU (40-футовый контейнер), тогда как 30 ноября находился на уровне $1,4 тыс. Впрочем, даже с учетом недавнего спада индекс все еще находится на высоком уровне, который на 88% выше, чем на ту же дату в 2023 году. Еще более высокий разрыв показывает индекс на направлении Шанхай—Роттердам ($4,7 тыс.) — он на 169% выше прошлогоднего уровня. Ставки подстегивает и грядущий китайский Новый год: поставщикам, спешащим доставить товар до длинных праздников, выставляют ценник до $10 тыс., сообщает The Loadstar.

Нападения на торговый флот начались 19 ноября 2023 года с захвата судна ро-ро Galaxy Leader. Через месяц все крупнейшие контейнерные линии объявили о приостановлении движения в Красном море, некоторые начали перенаправлять суда кружным путем (см. “Ъ” от 18 декабря). По подсчетам Reuters, с начала атак до конца января были совершены нападения на 30 судов, в том числе на десять нефтяных танкеров и танкеров-химовозов, десять контейнеровозов, восемь балкеров и два судна ро-ро. Атаки не стихают и в феврале. Так, по сообщению «Аль-Арабия» 6 февраля, представитель хуситов Яхья Сариа сообщил, что атаке подверглись суда Star Nasia и Morning Tide, идущие под флагами Маршалловых Островов и Барбадоса соответственно. Спикер назвал их американским и британским. Morning Tide принадлежит британской Furadino Shipping, Star Nasia — греческой Star Bulk SA.

Разворот движения к мысу Доброй Надежды принес огромные убытки Суэцкому каналу, на который, по данным UNCTAD, в 2023 году приходилось 12–15% мировой торговли. «Для контейнерной торговли этот маршрут еще более важен,— отмечает глава секции содействия торговле UNCTAD Ян Хоффманн.— 20% мировой контейнерной торговли проходит через Суэцкий канал». На прошлой неделе глава администрации Суэцкого канала Усама Рабиа сообщил, что в январе количество судов, прошедших через канал, сократилось на 36% к январю 2023 года. «В январе прошлого года доходы составили $804 млн, в нынешнем — $428 млн,— сказал он.— Это на 46% меньше». По январским данным UNCTAD, за неполных два месяца с обострения конфликта пропуск судов через канал упал на 39%, а объем провезенных грузов сократился на 45%. Пропуск контейнеровозов упал особенно сильно — на 67%.

Как отмечает Ян Хоффманн, это — третий дестабилизированный крупный маршрут мировой торговли. Он заметил, что на состояние мировой морской торговли уже оказывают негативное влияние конфликт на Украине, нарушивший структуру мировой торговли нефтью и зерном, а также обмеление Панамского канала из-за засухи и Эль-Ниньо. Господин Хоффманн сказал, что в декабре пропуск судов по Панамскому каналу сократился на 36% к прошлому году и на 62% к 2022 году.

Наталья Скорлыгина

Источник: Коммерсантъ