Им любые дороги дороги

Им любые дороги дороги

В логистике наблюдается дефицит и удорожание кадров

Дефицит персонала в логистике в 2023 году обострился. Наблюдается ажиотажный спрос на водителей грузового автотранспорта и складской техники, а также на складской персонал в целом, экспедиторов и курьеров. Компании ищут сотрудников месяцами, соискатель стал чрезвычайно разборчив, а вахтовики, ранее закрывавшие часть спроса, потеряли интерес к работе в таком режиме. Причина дефицита кадров — демографический провал 1990-х годов, отток в смежные сегменты и рост объема операций. Дефицит приводит к росту зарплат в логистике, которые, по оценкам участников рынка, могут увеличиться в 2024 году еще на 20–30%.

Среднее количество вакансий в логистике выросло за год более чем в полтора раза, до 155,5 тыс., тогда как число резюме сократилось на 10%, до 500 тыс., следует из данных HeadHunter, приведенных в обзоре hh.ru и ПЭК. Таким образом, в 2023 году на одну вакансию приходилось три резюме, тогда как годом ранее было в два раза больше. Средний срок закрытия вакансии в категории линейного персонала за последний год увеличился с 21 дня до трех месяцев. В СДЭК утверждают, что в прошлом на одну вакансию в среднем приходилось 10–12 резюме, а к концу 2023 года — всего 2,1.

Кто нужен

Участники рынка отмечают растущий дефицит водителей. По словам гендиректора «Скиф-Карго» Сергея Чернова, если в 2022 году компании не хватало около 10% водителей, сейчас — 30%. Гендиректор Delko Санджар Ашуралиев говорит о 10%, уточняя, что в дефиците как водители категории СЕ, так и специалисты, обеспечивающие работу транспорта: «Чем крупнее транспортная компания, тем более ощутим кадровый голод». Директор по персоналу «Курьер Сервис Экспресс» Галина Кезикова отмечает, что водители на личных грузовых и легковых автомобилях, на корпоративные транспортные средства, курьеры, экспедиторы «в острейшем дефиците». По оценке замгендиректора по развитию ГК «Деловые линии» Дмитрия Хрущалева, спрос на водителей категории Е увеличился на 32%, категорий В и С — на 39%.

Вторая категория работников, спрос на которых растет,— это складской персонал. По словам Сергея Чернова, дефицит кладовщиков вырос с 10% в 2022 году до 50% в 2023-м. Дмитрий Хрущалев говорит, что за 2023 год спрос на работников склада вырос на 30%. В сегменте доставки товаров наиболее дефицитными остаются сотрудники складов и курьеры, соглашается директор по персоналу Boxberry Галина Головкова: «По информации от коллег из других компаний, у многих недокомплект достигает 30–40%».

Госпожа Головкова сомневается, что ситуация улучшится в 2024 году: «Если раньше на поиск мы тратили в среднем семь дней, сейчас может уходить до 30 дней (особенно в северных и восточных регионах). Сложность поиска рабочего на склад сопоставима с подбором специалиста». Галина Кезикова также отмечает дефицит кладовщиков, комплектовщиков, сборщиков, грузчиков, водителей высотных штабелеров. Директор по персоналу и коммуникациям FM Logistic в России Мария Шиповалова наблюдает во всех регионах присутствия компании высокий спрос на операторов механизированных и автоматизированных складов, операторов ПК, водителей ричтраков и грузового транспорта.

Директор по персоналу «Бета ПРО» Надежда Комиссарова говорит, что дефицит складского персонала растет уже три года, причем только в 2023 году потребность увеличилась на 50%: «Если брать первый месяц 2024 года — кандидаты на рынке есть, но стали крайне избирательны в выборе работодателя и предлагаемых условий».

Работодателю все чаще приходится снижать уровень требований и чаще менять условия оплаты, чтобы привлечь нужных сотрудников, добавляет она, отмечая также смену гендерного состава: «Мужчин явно меньше, они более избирательны».

В то же время, по наблюдениям госпожи Комиссаровой, кадровый кризис коснулся только рабочих складских специальностей — упаковщиков, комплектовщиков, диспетчеров, водителей штабелеров и погрузчиков, а также грузовых автомобилей категорий В и С. По линейному офисному персоналу, линейным руководителям и вообще сотрудникам офиса «острого дефицита нет, как и текучки». Санджар Ашуралиев добавляет, что растет нехватка слесарей, механиков, сварщиков. Однако в ряде компаний говорят и о дефиците управленческого персонала. Так, по словам Дмитрия Хрущалева, востребованы начальники склада, бригадиры смены и руководители комплексов. По итогам года, по данным ПЭК, STS Logistics и «Снежной королевы», втрое вырос спрос на клиентских менеджеров, логистов и руководителей международных мультимодальных перевозок.

Почему не хватает

«Дефицит кадров стал результатом демографического кризиса 1990-х годов, а также результатом снижения числа иностранных сотрудников в России»,— объясняет директор департамента персонала ПЭК Виктория Цой. Спад рождаемости в 1990-е годы привел к росту доли возрастных соискателей сегодня, подтверждают в СДЭК, а к 2030 году ожидается сокращение численности граждан в возрастной группе 30–39 лет на 7 млн человек.

Потребность в кадрах растет в том числе из-за увеличения динамики грузоперевозок, говорит замгендиректора по коммерции Dalli Екатерина Анциферова: «Мы получили рост объемов курьерской доставки, с одной стороны, и нехватку кадров — с другой». Параллельно наблюдается отток сотрудников в смежные сегменты, такие как строительство и онлайн-ритейл, добавляет бизнес-партнер по работе с персоналом STS Logistics Оксана Тарасенко.

Бизнес-партнер по управлению персоналом Noytech Supply Chain Solutions Елена Попова добавляет, что в 2023 году отмечен исторически низкий уровень безработицы: «Рынок труда в сфере линейного персонала продолжает оставаться благоприятным для соискателей — с устойчивым ростом вакансий из года в год и низким коэффициентом соотношения кандидатов к открытым позициям».

В прошлые годы сезонную нехватку персонала можно было компенсировать за счет вахтовиков, отмечает госпожа Головкова, но «сейчас регионов-доноров нет: почти везде люди востребованы на местах, большинство не заинтересовано в вахте».

Как дорого обходится

Дефицит кадров приводит к росту зарплат. По данным HeadHunter, медианная зарплата в логистике за год выросла в среднем на 23%, до 66,5 тыс. руб., превысив размер ожидаемой оплаты труда (59 тыс. руб.) на 13%. С мая 2023 года предлагаемые зарплаты в целом по отрасли непрерывно увеличивались в среднем на 3% в месяц до максимума в 77 тыс. в декабре. По данным ПЭК, зарплаты линейного персонала росли быстрее, чем средний показатель на рынке труда,— на 30% по итогам года. Больше всего вырос уровень оплаты труда курьера — на 80% год к году, говорят в Dalli.

По оценке Виктории Цой, в 2024 году зарплаты в логистике могут вырасти еще на 20–30%. Например, в «Скиф-Карго», которая к концу 2023 года увеличила зарплаты водителям на 30%, в 2024 году планируется еще одно повышение — на 40%, в среднем до 200 тыс. руб. Сеть мини-складов и служба экспресс-доставки «Даркстар у дома» в последние месяцы 2023 года на 26% увеличила зарплаты сборщиков. «В условиях повышенного спроса и роста объема доставки в зимний период мы стали нанимать сборщиков на более высокие ставки, чтобы укомплектовать свои склады — как новые, так и действующие»,— подчеркнул основатель сервиса Кирилл Чеканов, ожидая, что темпы роста зарплат замедлятся ближе к лету.

Рост зарплат затронет и потребителей. Директор по логистике «Снежной королевы» Алексей Ермаков считает, что этот фактор увеличит стоимость логистических услуг по итогам 2024 года на 8–10%.

Наталья Скорлыгина

Источник: Коммерсантъ