Грузы затормозили по старым ценам

Грузы затормозили по старым ценам

Ожидание роста тарифов ОАО РЖД не увеличило погрузку в ноябре

Погрузка на сети ОАО РЖД в ноябре сокращалась второй месяц подряд, несмотря на то что традиционно грузоотправители стремятся нарастить погрузку в месяц, предшествующий повышению тарифов ОАО РЖД,— они в этом году индексируются с 1 декабря. Продолжилось снижение перевозок угля и нефтепродуктов, в плюсе — зерно, удобрения и металлургические грузы. Тем не менее пока ОАО РЖД не меняет свой прогноз погрузки по году, предполагающий небольшой (0,8%) рост.

Погрузка на сети ОАО РЖД второй месяц падает. В ноябре она составила 101,5 млн тонн, что на 1,9% ниже, чем годом ранее. Благодаря набранной в первые месяцы года инерции за 11 месяцев она не показала падения, удержавшись на уровне прошлого года (1,13 млрд тонн). На протяжении года помесячная погрузка планомерно, но незначительно прирастала к прошлому году (максимальный рост не превысил 3%), но в октябре впервые упала — на 3,4% на фоне снижения перевозок наиболее массовых грузов на сети — угля и нефтепродуктов (см. “Ъ” от 1 ноября).

Эти же позиции в минусе и в ноябре. Погрузка угля снизилась на 6,3%, до 29,5 млн тонн, нефтепродуктов — на 3,8%, до 17,7 млн тонн. В плюсе по итогам октября оказались все металлургические грузы, кроме железной руды, погрузка которой просела на 9,4%: перевозка лома показала наибольший долевой прирост (на 40%), сообщает ОАО РЖД, погрузка кокса возросла на 25,5%, руд цветных металлов — на 9,2%, черных металлов — на 5,1%.

В стабильном плюсе остается основной драйвер роста перевозок этого года — зерно, погрузка которого в ноябре выросла на 19,8%, а за 11 месяцев года — на 38,6%, до 29,5 млн тонн. Также увеличился объем перевозки удобрений — на 6,8% в ноябре и на 4,8%, до 58 млн тонн, по итогам января—ноября. Выросла перевозка промышленных грузов (на 21,6% по итогам ноября), а вот прочие, в том числе контейнерные, грузы, стабильно прираставшие в течение года, в этом месяце не показали ни роста, ни падения. Впрочем, по итогам 11 месяцев перевозка этих грузов все еще в плюсе (рост на 5%, до 108,6 млн тонн).

Смена динамики в конце года тем не менее пока не повлияла на прогнозы погрузки ОАО РЖД по году.

В монополии “Ъ” пояснили, что по-прежнему придерживаются ориентира в 1243,8 млн тонн по январю—декабрю с приростом 0,8% к уровню 2022 года.

Знаменательно, что в этом году индексация тарифов ОАО РЖД на перевозку грузов происходит с 1 декабря, а не с 1 января, как обычно. Они увеличатся на 10,75%: 7,6% базовой индексации, 2% — надбавка на капремонт и 1% — на транспортную безопасность (см. “Ъ” от 25 сентября). Обычно клиенты ОАО РЖД пытаются «отгрузиться» дополнительными объемами в месяц, предшествующий повышению тарифов, поясняет замгендиректора ИПЕМ Владимир Савчук. «Даже без этой “добавки” спрос на перевозки в ноябре превышал возможности ОАО РЖД»,— отмечает он.

Одной из причин сокращения погрузки на 1,9% в ноябре являются инфраструктурные ограничения, связанные со специальными перевозками, имеющими повышенный приоритет по сравнению с гражданскими грузами, говорит господин Савчук. Наиболее пострадавшим грузом является уголь (минус 2 млн тонн к ноябрю 2022 года). Снижение перевозок нефти и нефтепродуктов (минус 0,7 млн тонн), полагает он, «частично вызвано последствиями регулирования рынка нефтепродуктов в России для насыщения внутреннего рынка».

Сокращение отправок стройгрузов на 0,6 млн тонн связано с сокращением потребности вследствие завершения реализации крупнейших инфраструктурных объектов в части автодорожного строительства и переносом финансирования ряда строек на 2024 год.

Рост погрузки удобрений связан с увеличением мощностей портовых терминалов и диверсификации технологии отправки удобрений на экспорт — активно увеличиваются отправки удобрений в контейнерах в направлении недозагруженных терминалов на северо-западе. «Росту погрузки черных металлов способствует рост потребления на внутреннем рынке,— отмечает господин Савчук.— В частности, строительная отрасль уже сейчас потребляет металл не только для промышленных и коммерческих построек, но и жилого фонда». Кроме того, добавляет эксперт, положительный эффект оказывает восстановление и рост металлоемких производств в отраслях промышленности России.

Наталья Скорлыгина

Источник: Коммерсантъ