Беспилотники нацелили на нефть

[ad_1]

Зона атак судов на Ближнем Востоке расширяется

Участившиеся в последний месяц нападения на танкеры и контейнеровозы в Красном море начали происходить и в Аравийском море: 22 декабря беспилотник атаковал танкер, направлявшийся из Саудовской Аравии в Индию. Хотя прежние нападения производили йеменские хуситы, в данном случае Пентагон заявил, что дрон вылетел с территории Ирана. Эскалация может привести к дальнейшему сокращению потока судов между Красным и Аравийским морем и росту нефтяных котировок.

Связанный с Израилем танкер-химовоз Chem Pluto, шедший под либерийским флагом из Саудовской Аравии в Индию, был атакован беспилотником 22 декабря в Аравийском море у западного побережья Индии, сообщила британская компания Ambrey, занимающаяся морской безопасностью. В момент нападения танкер находился в 200 км от индийского Веравала. Пожар на судне в итоге был потушен, жертв удалось избежать.

Это первый случай, когда атака произошла в Аравийском море и далеко от побережья Йемена, откуда были совершены предыдущие нападения хуситов на коммерческие суда в районе Баб-эль-Мандебского пролива. Ответственность за нападение пока никто на себя не взял. Однако Пентагон 23 декабря заявил, что, в отличие от предыдущих атак, в данном случае беспилотник летел из Ирана — это также первое подобное открытое обвинение со стороны США.

После обострения конфликта между Израилем и Палестиной более десятка торговых судов в Красном море подверглись нападениям со стороны хуситов. Несмотря на то что объявленной целью хуситов были суда, связанные с Израилем, атаки совершались и на других перевозчиков. Это привело к тому, что крупнейшие мировые контейнерные линии приняли решение о приостановке поставок через Суэцкий канал. Аналогичные меры приняли и европейские нефтяные мейджоры, включая BP и Equinor. По данным S&P Global Maritime Intelligence Risk Suite, 19 декабря общий дедвейт судов, прошедших Баб-эль-Мандебским проливом, сократился на 56% по сравнению со средним дневным показателем за первые две недели декабря — до 2,67 млн тонн. С середины декабря стоимость нефти поднялась примерно на $5 за баррель.

Нападения хуситов на контейнеровозы и танкеры в Красном море заставили судовладельцев перенаправить суда в обход мыса Доброй Надежды, что увеличило длительность рейсов и стоимость фрахта, отмечает глава консультационного центра «Гекон» Михаил Григорьев. Начало нападений в Аравийском море представляет уже более серьезную угрозу, констатирует он, как за счет риска поставок нефти в страны Южной Азии, так и влияния на поток нефти из Персидского залива в целом.

Рынки в западном мире откроются только после рождественских праздников, поэтому влияние будет отложенным, однако рост цен является практически неизбежным, считает Виктор Катона из Kpler. По его словам, Саудовская Аравия поставляет порядка 650 тыс. баррелей в сутки, или порядка 6% морского импорта нефти в Европу, поэтому издержки на логистику будут расти и впредь, что, в свою очередь, будет давить на котировки вверх. Покупатели в Европе осознают, что задержки в поставках чреваты нарушениями нефтепереработки, поэтому январские программы погрузок уже раскуплены: норвежский эталонный сорт Johan Sverdrup в январе был раскуплен на две недели раньше, чем обычно, заключает он.

Консультант компании «Имплемента» Евгения Попова допускает резкие скачки котировок в краткосрочном и среднесрочном периодах в связи с опасениями эскалации операции со стороны западных стран против хуситов и расширения зоны нападений на танкеры в Аравийском море. По ее мнению, также на цены будет влиять рост стоимости фрахта и страховки танкеров. Она напоминает, что Аравийское море является ключевым логистическим узлом для поставок нефти из Персидского залива и перебои могут создать серьезные предпосылки для повышательного ценового тренда.

Дмитрий Козлов

Источник: Коммерсантъ
[ad_2]