Жизнь на колесах: создан инструмент контроля над грузоперевозчиками

[ad_1]

Организация «Общественная потребительская инициатива» запустила первый рейтинг LTL-компаний, занимающихся доставкой сборных грузов по территории России. По мнению создателей, этот механизм поможет сделать более прозрачной отрасль экономики, в которой сегодня существуют многочисленные «серые зоны». В том, какие проблемы сегодня переживает сфера грузоперевозок, и как может содействовать их решению общественный контроль, разбирались «Известия».

Адресат неизвестен

О проблемах на рынке сборных перевозок в последнее время много говорят эксперты. По подсчетам специалистов «Общественной потребительской инициативы», в сфере перевозки сборных грузов скрыто до 300 млрд рублей неуплаченных налогов. Страдает казна — страдают и частные компании, прибегающие к услугам грузоперевозчиков: работа в «серой» зоне накладывает на рынок свой отпечаток, не всегда совместимый с честными методами ведения бизнеса.

— Перевозки — один из важнейших механизмов потребительского рынка, который оказывает влияние практически на все отрасли, — рассказывает председатель «Общественной потребительской инициативы» Олег Павлов. — Между тем, на этом рынке сегодня существует множество нерешенных проблем и незаконных практик, которые негативно сказываются как на заказчиках услуг, так и на сотрудниках самих компаний-перевозчиков, и на рынке в целом.

Проблемы транспортной отрасли можно поделить на несколько групп. Первая из них — это налоговые нарушения. Сокрытие выручки ведется многими путями — тут и манипуляции с НДС, и занижение фонда оплаты труда, и дробление бизнеса, и привлечение контрагентов по «серым» схемам. И если налоговые недоимки бьют по бюджету, то хитрые манипуляции, используемые для их сокрытия, уже напрямую наносят ущерб компаниям — заказчикам услуг. За солидной вывеской транспортной компании запросто может скрываться отсутствие собственного автопарка, привлеченные по временным контрактом и никем толком не проверенные водители, — и в итоге, заключая договор на перевозку груза, заказчик может лишь надеяться на добросовестность партнера. Перевозки контрафакта и масштабные хищения грузов также становятся неизбежным следствием «серых» схем работы.

— С 2019 по 2023 год объемы хищений грузов при перевозке составили более 4,8 млрд рублей, — говорит заместитель директора проекта «ИМПАКТ» Алексей Кожевников. — Наиболее популярные у похитителей категории грузов — металл, продукты питания, бытовая техника. В общей сложности, за этот период было зафиксировано 1746 эпизодов хищений — получается, что они происходят фактически ежедневно.

Автор цитаты

«ИМПАКТ» — первая в России информационно-аналитическая система в области безопасности логистики, созданная для объединения усилий отрасли в борьбе с хищениями грузов, сбора и анализа информации об инцидентах, связанных с полной или частичной утратой груза, и предоставления сведений о компаниях, физических лицах и транспортных средствах, принимавших в них участие

От налоговых махинаций страдают и сотрудники транспортных фирм: занижение фонда оплаты труда для них выливается в получение зарплат «в конвертах» и фактическое отсутствие трудовых прав. Переработки водителей позволяют недобросовестным перевозчикам экономить — но такие практики опасны не только для водителей, но и для других людей на дороге. И бороться с ними можно именно с помощью открытых, поддающихся контролю данных о соблюдении в компаниях режима труда и отдыха.

Все посчитано

Открытость и прозрачность информации в сфере грузоперевозок поможет ликвидировать «серые зоны» и способствовать выводу данного бизнеса в легальное поле, утверждают эксперты «Общественной потребительской инициативы». По задумке разработчиков, рейтинг компаний-перевозчиков должен стать полноценной информационной системой, из которой любое заинтересованное лицо или организация сможет получить всю необходимую информацию о потенциальном контрагенте и решить, стоит ли иметь с ним дело.

Рейтинг грузоперевозчиков, указывают эксперты ОПИ, позволяет провести комплексную оценку каждой из представленных в нем транспортных компаний с точки зрения как организации бизнеса, так и соответствующих юридических и финансовых рисков. Представленные данные, взятые из открытых источников, обобщаются на основе суммы стандартизированных оценок, на их основе компании присваивается рейтинг от «А» до «С». При этом данные, легшие в основу рейтинга, также доступны для пользователей.

Оценки выставляются параллельно по двум шкалам. Первая буква рейтинга представляет собой оценку бизнеса транспортной компании: наличие собственного парка транспортных средств, позволяющего осуществлять бесперебойную доставку грузов, географию работы, обеспеченность кадровыми и финансовыми ресурсами, характер поисковых запросов и посещаемость сайта и т. д. Среди обладателей высшего рейтинга «А» в данной категории — в частности, компании «Деловые линии», ПЭК и «Норд Вил», а оценку «С» получили «Скиф Карго», «Транзит-Авто» и «Очаковская логистическая компания».

Вторая шкала рейтинга предназначена для оценки деятельности компании с юридической точки зрения и оценку налоговых рисков. Здесь показателями работы фирмы служат дата регистрации компании, достоверность сведений (о руководителе, учредителях, адресе), заблокированные счета, задолженность по налогам, соответствие уровня зарплаты средней по региону, признаки налоговой оптимизации. Здесь среди лидеров — «Деловые линии» и ТК Кит (GTD), обладателей же рейтинга «С» можно перечислять очень долго, что еще раз свидетельствует о проблемах с «серыми схемами» в отрасли.

Из тени в свет

Создатели новой рейтинговой системы обещают, что данные в ней будут регулярно обновляться и дополняться. Планируется, что рейтинг охватит всех сколько-нибудь значимых игроков рынка, а кроме того, включит в себя некоторые дополнительные данные — например, информацию о разного рода инцидентах и результатах проверок госорганами. Однако и в нынешнем виде рейтинг может быть действенным инструментом — в первую очередь, по выбору транспортной компании-перевозчика.

— Рейтинг будет полезен и для компаний, и для государственных органов — с его помощью они могут находить и использовать требуемые регуляторные и административные решения, проводить проверки сомнительных фирм. А владельцам компаний он даст возможность получить независимую оценку работы своего бизнеса.

Все эксперты сходятся во мнении, что сфера грузоперевозок определенно нуждается в перестройке. Еще летом в правительство РФ были направлены требования общественников по повышению штрафов для предпринимателей за нарушение требований к грузоперевозкам. Нынешняя инициатива имеет ту же направленность, однако предлагает бороться с нарушителями с помощью информационной открытости. Какая из методик окажется действеннее, покажет время.

Источник: Известия
[ad_2]