Мониторинг мировой торговли
Объем грузовых перевозок по Транскаспийскому международному транспортному маршруту (ТМТМ, другое название — «Средний коридор») к 2030 году может вырасти в три раза, до 11 млн тонн, прогнозируют во Всемирном банке. Значимость ТМТМ, который пролегает через Китай, Казахстан, акваторию Каспия, Азербайджан, Грузию, Турцию и Европу, после начала военной операции РФ на Украине лишь растет (см. график). Увеличение нагрузки на маршрут позволило аналитикам ВБ выявить его «узкие» места: предполагается, что их устранение позволит коридору стать ключевым в логистике между КНР и ЕС.
Среди описанных в новом докладе проблем «Среднего коридора» — дефицит оборудования для поддержания бесперебойной работы портов. Речь идет главным образом об Актау, который, по данным ВБ, не функционирует в ветреные дни. Впрочем, инфраструктурные сложности (в том числе недостаточная пропускная способность на некоторых участках маршрута) кажутся аналитикам менее серьезными, чем системные «административные» проблемы маршрута. Дело в том, что страны, через которые пролегает ТМТМ, используют не интегрированные между собой информационные системы, что создает сложности при передаче информации о перевозках участниками торговли — отслеживать же местонахождение грузов в режиме реального времени в таких условиях и вовсе невозможно. Инвестиции в инфраструктуру без цифровизации операций и упрощения таможенных процедур могут оказаться бессмысленными, констатируют в ВБ. Именно с «административными» сложностями аналитики связывают снижение объема контейнерных перевозок по коридору в первые восемь месяцев 2023 года: по сравнению с аналогичным периодом 2022-го он, по предварительным данным, уменьшился на 37%.
Хотя развитие ТМТМ принято рассматривать в основном в контексте укрепления торговых связей Китая с ЕС, в ВБ призывают говорить об этом процессе как о важнейшем для диверсификации поставок на мировой рынок из Азербайджана, Грузии и Казахстана. Напомним, последний активнее других вовлекся в работу по укреплению коридора — заинтересованность Астаны объясняется желанием снизить зависимость от контролируемого Россией Каспийского трубопроводного консорциума (КТК): большая часть экспортных поставок нефти сейчас проходит через него (см. “Ъ” от 1 ноября 2022 года и 6 июня).
Источник: Коммерсантъ
[ad_2]