В России планируют создать новую систему тахографии для транспорта в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), выяснили «Известия». С ее помощью контролируются скорость движения, режим труда и отдыха водителей. Сейчас наша страна использует для зарубежных поездок европейскую систему, которая будет доступна лишь до 2025 года, рассказали в Минтрансе. Срок ее действия продлить невозможно из-за санкций. А это значит, что наши фуры и автобусы могут не пустить за границу, говорят эксперты.
Своим путем
Минтранс РФ начал проработку создания новой системы сертификации водительских карт, которые вставляются в тахографы. Предполагается, что ее будут использовать для транспорта стран ЕАЭС. Об этом «Известиям» рассказали в пресс-службе ведомства.
С инициативой сделать альтернативную систему в Минтранс обратилась Национальная ассоциация предприятий автомобильного транспорта (НАПТА), рассказал замруководителя департамента тахографии НАПТА Виктор Иванченко. По его словам, сегодня для российских перевозчиков актуальны два вида тахографов (устройства фиксируют информацию о скорости и маршруте движения транспортных средств, времени управления им и времени отдыха водителей): для внутренних перевозок по стране используются так называемый тахограф СКЗИ, для международных автомобильных перевозчиков — тахограф ЕСТР.
Технические требования к первым содержатся в приказе Минтранса, ко вторым — в «Европейском соглашении, касающемся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки» (ЕСТР). Для выпуска водительских карт для тахографов ЕСТР властям разных стран сначала необходимо получить национальный сертификат криптографических ключей, который выдается Объединенным исследовательским центром Еврокомиссии (JRC) в Италии. Но в прошлом году из-за санкций JRC отказался предоставлять России и Белоруссии новый сертификат, рассказал Виктор Иванченко.
— Есть риск, что нашим перевозчикам в будущем могут запретить ездить за границу при отсутствии функционирующих тахографов, причем речь идет о рейсах не только в страны — члены ЕС. Тахограф ЕСТР необходим при любых международных перевозках, — пояснил «Известиям» президент Ассоциации транспортных экспертов и специалистов Тарас Коваль.
Смотрим в будущее
В Минтрансе РФ о проблеме знают, но она не носит масштабного характера, сообщил «Известиям» представитель ведомства.
— Срок действия национальных ключей составляет семь лет, а их получение осуществляется каждые два года. В последний раз национальные ключи РФ были изготовлены в 2021 году. С учетом того, что в России срок действия карты водителя составляет три года, национальный ключ возможно использовать для сертификации ключей карт водителя в течение четырех лет, то есть до 2025 года, — сообщили в ведомстве.
Сейчас на руках находится около 250 тыс. действующих карт водителей для цифровых контрольных устройств ЕСТР, при этом «значительная часть» международных перевозчиков переориентировалась на рейсы исключительно внутри страны. Минтранс решил выдавать карты ЕСТР пока что только действующим международным перевозчикам, а для рейсов по РФ разрешил использовать распечатки контрольного устройства вместо карт, добавили там.
— При этом в сложившихся условиях Минтрансом прорабатывается возможность создания отечественной карты, идентичной по своим функциональным и техническим возможностям картам ЕСТР, а также альтернативного органа, выполняющего функции по сертификации карт и национальных ключей, — заявили в ведомстве.
Если это удастся реализовать, то открывается перспектива распространения альтернативной системы в странах ЕАЭС, добавили в министерстве. Но предложение НАПТА потребует значительного времени на проработку, прежде всего на согласование со странами ЕАЭС единых требований к устройствам, ключам, режимам труда и отдыха водителей и признание всеми странами союза такого нового сертификационного органа, заключили в ведомстве.
Бизнес обеспокоен
Тахографами бизнес обязан оснащать большинство грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3,5 т, а также все автобусы, выполняющие международные перевозки, рассказал эксперт по грузоперевозкам Тарас Коваль.
— Но бизнес обычно спохватывается, только когда органы выносят предостережение или когда прилетает штраф или вовсе запрет выполнения перевозки. В текущих же условиях компании интересует экономический аспект, то есть самый дешевый тахограф и его обслуживание — а это устройства системы ЕСТР, — говорит эксперт.
В петербургском перевозчике «АркоТурс» «Известиям» рассказали, что проблемы с тахографами сохраняются, но изменилась их суть.
— В прошлом году для карт водителей остро не хватало чипов. Сейчас ситуация разрешилась, но проблема в другом: мало кто вообще соблюдает нормы, связанные с использованием тахографов. При поездках по стране они игнорируются, но мы как международный перевозчик не можем себе этого позволить. За границей (это как минимум в Турции, Грузии, Азербайджане, Армении) за отсутствие тахографов выносят крупные штрафы. Мы иногда выполняем и внутрироссийские рейсы, и тогда проигрываем конкуренцию тем перевозчикам, которые не тратятся на тахографы, — рассказал коммерческий директор компании Роман Евсеенко.
Владелец перевозчика «Каспико» Виктор Алымов говорит, что ни в России, ни за границей в странах ЕАЭС режим труда и отдыха с использованием тахографов практически не соблюдается, а в Европу нашим компаниям въезд и так закрыт, причем этой проблемой никто системно не занимается, поэтому убедить соседние страны принять некую альтернативную систему будет сложно, полагает он.
Кроме того, перевозчики все же планируют вернуться на европейский рынок, и тогда все устройства и карты в фурах должны будут соответствовать именно европейским требованиям, говорит Роман Евсеенко из «АркоТурс». Поэтому инициатива НАПТА неоднозначна и требует обсуждения, заключил он.
Источник: Известия
[ad_2]